Я ЕСТЬ ТО, ЧТО Я ЕМ

Волна ажиотажа от продуктового разнообразия, экзотики и заморских деликатесов схлынула, и сегодня украинцы все чаще останавливают свой выбор на еде органического происхождения.


В последние годы спрос на экопродукцию существенно вырос: по утверждениям Экологического союза, покупатели готовы платить примерно на 30% больше за товар, если он относится к категории эко. Такой интерес объясняется постепенным формированием личной экологической ответственности - люди начинают больше заботиться о собственном здоровье и чаще задумываться о сохранности окружающей среды.

В США и Западной Европе культура потребления органических продуктов стала популярной и нашла своих приверженцев более 30 лет назад. Лидером в употреблении органической пищи является Германия, которая придерживается политики здорового питания еще с 80-х годов прошлого века. Всего же за рубежом реализовывается органических продуктов на сумму около 40 миллиардов долларов за год.

В украинских магазинах органические продукты начали появляться относительно недавно. Скромных полка-две с надписью «Органические продукты» в супермаркете или небольшая эколавка пока не имеют потока постоянных покупателей и привлекают в основном заинтересованных. Но высокая цена и надписи «без консервантов», «био» и «без ГМО» не всегда означают, что продукт на самом деле соответствует определенным стандартам качества. Некоторые производители просто удачно использовали маркетинговый ход, подыгрывая возрастающим экологическим настроениям населения.

Чтобы сориентироваться потребителю в таком эко-разнообразии, следует знать, что органическими или экологически чистыми считаются продукты, которые произведены с соблюдением соответствующих стандартов на всех стадиях изготовления – «от семени к прилавку».

Например, растения выращивают без использования минеральных и химических удобрений, для борьбы с вредителями применяют физические и биологические методы: ультразвук, шум, свет, ловушки. Большинство сельхозработ выполняют вручную, чтобы не повредить растения. В животноводстве особое внимание уделяется кормам (без консервантов, стимуляторов роста и возбудителей аппетита). Животным создают условия содержания и транспортировки без стресса. В производстве органических продуктов применяют технологии, при которых сохраняется максимум питательных веществ. Для этого полностью отказываются от ароматизаторов, красителей, консервантов и генетически модифицированных организмов. Запрещены рафинирования, минерализация и другие приемы, уничтожающие питательные свойства продукта.

Отдельные требования установлены и к утилизации. Материал, используемый для упаковки экологически чистого продукта должен быть из натурального сырья, которое можно использовать повторно и которое не загрязняет окружающую среду при разложении.

Всю продукцию, реализуемую с маркировкой «органик», сертифицируют в соответствии с нормами Постановления Европейского Союза 834/2007 и 889/2008 к производству органических продуктов питания. На данный момент в системе экологической сертификации в соответствии с международным стандартом ISO 14024 действует 49 экологических стандартов и 376 наименований экологически сертифицированной продукции 52 товаропроизводителей. Соответствие продукта международным требованиям качества покупатель может определить, найдя на упаковке изображение зеленого журавлика и надпись «Экологически чисто и безопасно», что свидетельствует о соответствии критериям экологичности в течение всего жизненного цикла.

Несмотря на то, что в Украине система экологической сертификации начала внедряться только с 2004 года, значительных результатов мы уже достигли. Принятый в конце прошлого года Закон об органическом производстве сельхозпродукции и ее обращении предоставляет нашей стране уникальную возможность стать не просто житницей Европы, но и занять место в топ-пятерке производителей органической сельхозпродукции.